четверг, 26 июня 2014 г.

ЗАКИР ЗАКИРОВ: "ЧИНОВНИКИ ОТ МЕДЖЛИСА ИДУТ В НОВУЮ КРЫМСКУЮ ВЛАСТЬ"

Неформальная группа "чиновников" в крымскотатарском Меджлисе проигнорировала решение представительного органа по неучастию в осенних выборах в Государственный Совет Крыма.
Сторонники вице-спикера Ремзи Ильясова намерены побороться за мандаты, невзирая на общественное мнение крымских татар и нерешенность ряда политических вопросов... Так начинает свою статью «Чиновники» Меджлиса: выбор между мандатом и народом» журналист Закир Закиров.
Начиная с 90-х годов «чиновники от Меджлиса» превратились в партнеров крымской посткоммунистической элиты. Они решали «татарские вопросы» с учетом интересов этой элиты. То есть при их участии нивелировали самые острые для крымского политикума темы, как, например, выделение земли репатриантам, возвращение и обустройство крымских татар, вопрос национальной автономии и политических гарантий крымским татарам.
Слева направо: экс-вице-премьер АРК Азиз Абдуллаев, вице-спикер Госсовета РК Ремзи Ильясов, экс-глава Рескомнаца АРК Эдуард Дудаков
«Интернациональная» республика
На самом деле, принципиальный вопрос не только в квотах, о которых часто говорят представители группы "коммерсантов", оппонирующие Ремзи Ильясову, а в самой логике государственного строительства в Крыму. Напомню, что в России все республики как субъекты федерации являются национальными: Чечня, Татарстан, Башкирия, Калмыкия и т.д. "Интернациональными" являются только области.
 Республику Крым на этом фоне сделали "интернациональным" субъектом федерации...
Ущербность такого подхода доказала сама жизнь. Напомню, что в 1990 года крымские коммунисты в условиях постепенного краха СССР захотели создать на полуострове свой "заповедник". Для этого они решили "воссоздать" Крымскую АССР как субъект нового Союзного договора, который так и не был подписан.
Для придания прожекту демократического лоска даже провели референдум. В бюллетене была формулировка "воссоздание". В феврале 1991 года Верховный Совет тогда еще УССР принимает закон о "Восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики".
Черт кроется в деталях. "Воссоздать" - значит сделать все заново, "восстановить" - вернуть все, как было. Крымские коммунисты прекрасно знали, что в 1921 году Крымскую автономию создавали де-факто как национальную автономию крымских татар. Вообще, на тот момент в СССР не было ни одной территориальной автономии, все были национальными.
В первом издании Большой Советской Энциклопедии написано, что Крымская автономия, образованная в 1921 г., была именно крымскотатарской. В январе 2011 года, когда отмечали 20-летие АРК, я беседовал об этом с крымским политологом Александром Форманчуком, который лично был причастен к "воссозданию" Крымской АССР в 1991 году.
На мое замечание о том, что Крымскую АССР изначально создавали как национальную автономию крымских татар, он ответил следующее:
- До 1928 г. она развивалась в этом направлении, что укладывалось в логику политики «коренизации», которую проводило ленинское правительство. После Крымская АССР стала развиваться по сталинскому типу: национальная по форме, социалистическая по содержанию.
Многие крымские татары возглавляли местное правительство, но никогда не были первыми секретарями областного комитета партии.
Это важный момент, так как сейчас много говорят, что в Союзе все автономии были национальными. В такой ситуации мы обращаем внимание только на фасад, не учитывая реальных политических механизмов.
Александр Форманчук дипломатично сгладил углы, но уйти от вопроса национальной автономии крымских татар не получилось в виду очевидности факта ее существования.
Все просто: коммунисты в 1991 году не хотели ничего «восстанавливать», им нужно было «воссоздать» совершенно новое полугосударственное образование по территориальному принципу.
Крымские татары, которые уже начали массово возвращаться на Родину, быстро просекли суть коммуняцкой аферы, и бойкотировали их опереточный референдум.
Верховный Совет УССР во главе со спикером Леонидом Кравчуком поступил более последовательно. Они приняли закон именно о «восстановлении» Крымской АССР в формате 1921 года, - то есть национальной автономии, - но местная партийная шушера этот закон технично слила.
Афера крымского обкома заложила мину замедленного действия под межнациональным миром в Крыму, и большая часть межэтнических конфликтов в республике имела в своей основе именно «воссоздание» псевдоавтономии, в которой интересы крымских татар никак не учли.
«Чиновники» лезут в списки
«Чиновники» Меджлиса, готовясь занять места в Госсовете, о таких нюансах даже не заикаются: или они этого не знают или не хотят знать. Тут нет ничего удивительного.
Группа «чиновников» начала формироваться в системе Курултай-Меджлис еще в 90-е годы. Как правило, эти люди активно не участвовали в национальном движении крымских татар, и стали известны крымскотатарской общественности только по возвращению в Крым.
Они рассматривали систему национального самоуправления только лишь как гарант их пребывания в должности.
В новых реалиях представительный орган перестал выполнять столь нужную «чиновникам» функцию, и они начали постепенно дистанцироваться от него. До публичного раскола дело пока не дошло, но если соберут внеочередной Курултай, то на нем будет грандиозный скандал.
Кроме этого, начиная с 90-х годов «чиновники» Меджлиса превратились в партнеров крымской посткоммунистической элиты. Они решали «татарские вопросы» с учетом интересов этой элиты. То есть при их участии нивелировали самые острые для крымского политикума темы, как, например, вопрос национальной автономии и политических гарантий крымским татарам.
Конечно, на крымскотатарскую публику «чиновники» говорили пламенные речи, а на закрытых совещаниях - мило улыбались и кивали головой.
Они так привыкли к такому положению дел, что для комфортного самочувствия им как воздух необходимы должность с громким названием, кабинет и персональный водитель.
Комичность ситуации заключается в том, что крымскотатарским «чиновникам от Меджлиса» должность нужна ради самой должности. Именно при активном участии этих «чиновников» местные руководители создавали управляемые конфликты с крымскими татарами, которые потом «решали» и доблестно рапортовали перед Киевом о «проделанной работе».
 Экс-премьер Крыма Василий Джарты, после обновления состава крымского парламента осенью 2010 года, попытался сломать эту схему управляемых конфликтов, что было первым сигналом для «чиновников»: их услуги по имитации бурной деятельности становятся ненужными.
Именно осенью 2010 года под Ремзи Ильясовым, который занимал пост главы парламентской комиссии по межнациональным отношениям, впервые серьезно зашаталось кресло. Ему начали всерьез искать замену.
Руководство Совмина и парламента предложило занять этот пост депутату от фракции Курултай-Рух Энверу Абдураимову. Но на тот момент руководство Меджлиса настояло, чтобы Ремзи Ильясов остался на должности, и Энвер Абдураимов отказал руководству Крыма в своем назначении.
В начале 2013 года тема снятия Ремзи Ильясова опять оказалась в повестке дня. Главная претензия со стороны руководства была в неэффективности его работы.
Тогда руководство автономии пошло на кадровые перестановки и главой комиссии назначили Энвера Абдураимова. Группа «коммерсантов», которые на тот момент и подозревали, что буквально через год их ждет жесткий конфликт с «чиновниками», раскритиковала это назначение. Как обычно, главным аргументом были «национальные интересы».
Последние событий показали, что жесткая позиция по защите кресла Ремзи Ильясова была неоправданной. Своими действиями «чиновники» дали понять, что выбирая между «креслом» и преданностью системе национального самоуправления, они выберут первое. Вчера глава Меджлиса Рефат Чубаров подтвердил, что не будет участвовать в выборах в Госсовет, а Ремзи Ильясов в очередной раз назвал такое решение «поспешным».
В настоящее время целесообразно рассмотреть две схемы попадания «чиновников» в республиканский парламент.
Первый - участие в выборах по мажоритарным округам. Формально кандидаты являются самовыдвиженцами, хотя в реальности они получают «зеленый свет» из республиканского центра и против них на округах выставляют только технических кандидатов. Плюс тут только один: кандидат идет «от себя» и не ассоциируется с какой-либо партией. На этом «плюшки» заканчиваются, а сама затея разбивается о «сухие» данные электоральной географии Крыма.
Крымские татары дисперсно расселены по территории полуострова. Итак, если сравнить данные крымского Избиркома и Избирательной комиссии Курултая, то соотношение избирателей крымских татар в некоторых регионах республики будет таким:
Белогорский одномандатный избирательный округ №16 - 48%.
Судакско-Кировский одномандатный избирательный округ №13 - 36%.
Джанкойский районный одномандатный избирательный округ №4 - 34%.
Бахчисарайский одномандатный избирательный округ №15 - 34%.
Красногвардейский одномандатный избирательный округ №5 - 32%.
Нижнегорско-Советский одномандатный избирательный округ №17 - 28%.
В остальных округах показатели еще меньше. Даже если крымские татары массово проголосуют, то они не смогут обеспечить «чиновникам» прохождение в парламент. Но общественные настроения крымских татар таковы, что не стоит ожидать большой явки на выборы, что низводит шансы «чиновников» к нулю.
Идти по округу от партии, дабы мобилизовать голоса избирателей-славян, которые могут проголосовать не столько за кандидата, сколько за партию, тоже не даст ощутимого результата.
 Второй вариант - прохождение в парламент по спискам партий.
Прежде в СМИ муссировалась информация, что Ремзи Ильясов и его сторонники может пойти по спискам «Справедливой России». Сейчас, по неофициальным данным, крымским татарам зарезервировали около десяти мест в проходном списке «Единой России».
В список попали как оппозиционные к Меджлису деятели (что на самом деле не соответствует действительности, т.к. ни одного представителя от крымскотатарских общественных структур, открыто и последовательно выступавших против антинародной и антигосударственной политики Меджлиса - Милли Фирка, "Себата", Крымскотатарского Народного Фронта - в списках "Единой России" нет, как нет их и в списках других партий... Вероятней всего, "оппозиционными к меджлису деятелями" автор называет членов новоявленной общественной организации "Къырым Бирлиги", которая, по оценкам экспертов, является клоном блока крымскотатарских чиновников, активно участвовашего в "выборах" Курултая под флагом организации "Инкишаф" - прим. МФ-Информ), так и некоторые руководители региональных меджлисов, которые уже неофициально «присягнули» новой власти республики. Их появление в списках является лишь легализацией фактической лояльности, но ничего не дает Крыму в плане укрепления межнационального согласия.
19 июня в КРО «Единой России» прошло внутрипартийное голосование по выдвижению кандидатов. Конкретные имена, как ни странно, для широкой общественности не назвали. В партийной пресс-службе сообщили, что кандидаты от КРО «Единая Россия» будут утверждены в ходе второго этапа конференции Крымского регионального отделения 27 июня.
И вот тут могут «выстрелить» кандидаты из числа крымских татар. Ждать осталось недолго: буквально пару дней. Но, как говорилось выше, эти кандидаты могут напороться на негативную реакцию со стороны общественного мнения крымских татар.


Закир Закиров

Комментариев нет:

Отправить комментарий