среда, 5 февраля 2014 г.

НАЦИОНАЛИЗМ – ЯДРО «ЕВРОМАЙДАНА»

Алек Лун
The Nation
Так началась целая волна столкновений, которых ранее не наблюдалось на преимущественно мирном протесте. На передовой во всех этих стычках с полицией был «Правый сектор» – группа, имеющая тесные связи с «Патриотом Украины», «Тризубом», и группами, в которых состоят (по данным ВВС) преимущественно националистически настроенные футбольные фанаты. В опубликованном на следующий день заявлении «Правый сектор» взял на себя ответственность за беспорядки и пообещал продолжать бороться вплоть до свержения президента Виктора Януковича.
Однако эта вспышка насилия, спровоцированная «Правым сектором», проявила и тот факт, насколько некритически и неразборчиво многие масс-медиа относились к тому факту, что именно крайне-правые партии и движения сыграли ведущую роль в «Евромайдане» – массовых протестах за усиление связей с Европой, вспыхнувших в ноябре в Киеве на Майдане Независимости. Освещение этих протестов фокусировалось на вопросах европейской интеграции и борьбе против режима Януковича. При этом, в основном замалчивался рост националистической риторики – зачастую шовинистской, которая в итоге привела к насилию, и не только по отношению к полиции, но и к левым активистам.
Как утверждает Максим Буткевич (координатор проекта No borders неправительственной организации Центр Социального Действия), занимающейся проблемами дискриминации и ксенофобии, за время «Евромайдана» возросла популярность ультраправых групп. «Не скажу, что большое или огромное количество активистов вступит в крайне-правые группы после этого, но они стали для многих активных граждан приемлемыми и в какой-то степени более мейнстримными, чем прежде».
Именно «Свобода» фигурирует на наиболее известных фото «Евромайдана». Восьмого декабря протестующие в масках, размахивая голубым флагом «Свободы» с криками «Вешай коммунистов» националисты свергли простоявший 67 лет памятник Ленину в центре города. Один из лидеров «Свободы» Игорь Мирошниченко, которому предъявлены обвинения в уничтожении памятника Ленину в другом городе, сам рассказал журналистам, что именно они несут за эту ответственность.
«Свобода» – наиболее заметная партия на Майдане. Она же в основном захватила киевскую городскую администрацию, превратив ее в базу для своих операций. Она же имеет огромное влияние на силы охраны протестующих. «Свобода» возродила и три лозунга, берущих начало из украинского националистического движения 1930-х годов – они стали наиболее популярными лозунгами «Евромайдана». Практически все выступавшие на Майдане (даже ставший оппозиционером боксер Виталий Кличко, проживающий преимущественно в Германии и имеющий вид на жительство в США) – начинали и заканчивали свои выступления лозунгами «Слава Украине», на что толпа отвечала «Героям слава». Два других лозунга, которые чаще всего используются на Майдане: «Слава нации! Смерть врагам!» и «Украина превыше всего»!
Протесты на Майдане начались 21 ноября – после того как правительство приостановило процесс подписания соглашения об Ассоциации и свободной торговле с ЕС. Евросоюз предлагал Украине то, что многие определяют как некий «цивилизационный выбор» между востоком и западом, противоречия между которыми недавно обострились по поводу вопросов традиционализма – в том числе и по поводу неоднозначного закона о запрете гей-пропаганды, принятому в России при президенте Владимире Путине.
Соглашение об ассоциации с ЕС снизило бы торговые тарифы, однако не привело бы автоматически к безвизовому въезду украинцев в ЕС, как и не означало бы возможность там работать. Однако европейские политики и даже сенатор МакКейн приезжали в Киев, чтобы поддержать евроинтеграцию, а МакКейн отобедал с главой «Свободы» и лидерами двух других оппозиционных партий. Вместо соглашения с ЕС президент Янукович, который сам является выходцем из преимущественно русскоязычной половины страны, вскоре подписал соглашение с Путиным, которое предполагает приобретение Россией украинских государственных бондов на сумму 15 миллиардов и 30% скидки на газ, который поставляется из России в Украину.
Протесты происходят на фоне роста националистических настроений в Украине, что можно сравнить с ростом популярности националистических партий в Европе. «Свобода», изначально была известна под копирующим нацистское названием «Социал-националистическая партия Украины». Лидер партии Олег Тягнибок прославился своими заявлениями 2004-го года о том, что «московско-еврейская мафия», якобы, правит Украиной. «Свобода» впервые прошла в парламент в 2012-м году, набрав 10,44% голосов избирателей. А до этого «Свобода» уже господствовала в советах трех областей – в преимущественно украиноязычной части страны. На выборах прошлого года она стала уже второй и в космополитическом русскоязычном Киеве.
Но, несмотря на лидирующую роль на «Евромайдане», политическая программа партии «Свобода» полностью противоречит «европейским ценностям», за которые протестующие на евромайдане, якобы, агитируют. За время пребывания в парламенте «Свобода» прославилась предложением запретить аборты; в ее программе содержится обещание отменить контроль над продажей оружия; она желает «запретить коммунистическую идеологию», криминализовать «украинофобию», запретить усыновление украинских детей иностранцами и восстановить графу «национальность» в паспортах и свидетельствах о рождении.
«Правый сектор» тоже заявил о своем марше в честь Бандеры. Историки обвиняют УПА в участии в массовых убийствах и тысяч украинских евреев в годы нацистской оккупации. Тягнибок же в 2004-м году одобрял действия этих повстанцев, называя это «борьбой с русскими, немцами, жидвой и прочей нечистью». Центр Симона Визенталя в 2012-м году поставил «Свободу» на пятое место в списке лидеров по антисемитским оскорблениям. В данном контексте упоминалось и высказывание Тягнибока о «московско-еврейской мафии», и то, как Мирошниченко называл актрису украинского происхождения Милу Кунис «грязной жидовкой».


На данный момент «Свобода» и другие ультраправые движения вроде «Правого сектора» фокусируют свое внимание не столько на откровенно националистической программе, сколько на требованиях гражданских свобод и подотчетности правительства. «Свобода» считается партией действий, реагирующей на проблемы граждан. После этих слов Ноевый прервал интервью Nation, сказав, что должен идти помогать местным жителям, которые пришли с жалобой на то, что застройщик незаконно сносит забор. «Есть люди, которые не поддерживают «Свободу» из-за некоторых ее лозунгов, но они знают, что она наиболее активная политическая партия и готова им помочь» – говорит волонтер «Свободы» Екатерина Крук. «И только «Свобода» помогает людям в борьбе с захватом земли». Екатерина Крук спокойно признает, что не поддерживает националистическую платформу партии и ее сильно обеспокоил бы факт получения данной партией большинства мест в парламенте. Тем не менее, она является волонтером «Свободы», потому что ей нравится «идея партии, ориентированной на Украину» и она считает, что эта партия является наиболее активной из всех оппозиционных партий.
Такого рода ограниченную поддержку «Свободе» (как партии, которая с большей вероятностью сможет что-либо изменить, несмотря на свою риторику нетерпимости) проявляют и протестующие на Майдане. Еще одна Екатерина, врач, которая отказалась назвать свою фамилию из опасений, что это может отразиться на ее работе, сказала, что хотя она и не поддерживает националистическую программу «Свободы», но поддерживает ее «на данном этапе» из-за ее сильной анти-олигархической позиции. «Они не боятся выдвигать требования» – говорит она.
Однако риторика правых может быстро перерасти в действия. И вот уже протестующие с явно националистическими убеждениями – участвуют в серии нападений на активистов на Майдане. 27 ноября активисты с лозунгами «Свобода, равенство, сестринство», «Европа – это сексуальное образование», «Европа – это равенство» и «Организуйте профсоюзы вместо того, чтобы молиться на Европу» – были атакованы «правыми головорезами», называвшими себя «организаторами протестов» и порвавшими баннеры с лозунгами. 28 ноября несколько человек в масках применили газовый баллончик против феминисток и разорвали их баннер с надписью «Европа означает отпуск в связи с отцовством».
Затем 4 декабря профсоюзный активист Денис Левин с двумя братьями были атакованы толпой, выкрикивавшей фразы «Слава Украине» и «Смерть врагам». Произошло это после того, как один поэт-националист со сцены указал на них, как на «провокаторов» с красными флагами, как рассказал Денис Левин The Nation. Незадолго до этого нападения и вскоре после него Мирошниченко (член политсовета «Свободы») подходил к палатке, где братья вели агитацию за Конфедерацию Свободных Профсоюзов Украины. Брату Дениса Левина сломали нос, а Денис пострадал от газа, использованного против этих трех активистов.
Ноевый же отрицает, что активисты «Свободы» избили братьев Левиных. «Я знаю об этой ситуации, но «Свобода» не участвовала в этом – говорит он – слава богу, всё обошлось хорошо. А сами эти провокаторы – преимущественно экстремисты – у них экстремистская либеральная идеология и они получают деньги из фондов западных организаций». «Каждый, кто говорит, что он коммунист – провокатор – говорит Ноевый – мы будем против любой левой партии».
Бывший член «Свободы» киевский архитектор Иван Пономаренко, говорит, что «Свобода» неэффективна в политическом плане и не способна будет реализовать свою программу – ее члены, по его мнению, лишь «притворяется» радикальными националистами для получения собственной политической и экономической выгоды. «Они играют в Ку-Клукс-Клан» – говорит Пономаренко. Однако аналитик Кость Бондаренко, комментируя недавнее факельное шествие на русской службе Радио-Свобода, заявил, что «Свобода», как господствующая крайне-правая партия может политически выиграть от любого продолжения радикальных акций на Евромайдане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий